четверг, 7 февраля 2013 г.

негры в чимкенте

- Делаю срыв в штопор. Сопровождаю свои действия объяснениями. Начинаю выводить самолет. И когда он начал задирать нос, даю газ. А мотор не работает. Самолет самопроизвольно сорвался в штопор и стал вращаться в другую сторону.

Больше рапортов не пишите, пока группу курсантов не выпустите. В день 24-й годовщины Советской Армии политрук зачитал приказ по училищу. Нам, инструкторам, было присвоено звание старшего сержанта. И даже не верилось, что после всех моих неудач оно присвоено и мне». Был случай, когда отрабатывался выход из штопора случилось ЧП:

В очередной раз я пришел к комэску с рапортом просил отправить меня в действующую армию, но рапорта он не принял. Сказал резко: Летчиков учить получше надо! Сердце у меня упало: да, не видать мне фронта... Не слушая объяснений, комэск сухо добавил:

«Уже целый год наша авиашкола здесь, в глубоком тылу. Незаметно прошло время в каждодневной упорной работе. По-прежнему мы целыми днями на аэродроме, а вечерами в Ленинской комнате. Сообщения тревожные: наши войска ведут тяжелые бои под Сталинградом, стоят насмерть.

Днем занимались наземной подготовкой, теорией, разбором полетов. Работали по-прежнему без передышки, но никто не жаловался на усталость. Курсантов обучали летать на «И-16».

Мы, инструкторы, облетали самолеты, освоили аэродром и приступили к обучению курсантов. Занимались помногу: надо было наверстать упущенное курсант быстро теряет навыки, не закрепленные длительной практикой.

Моторы сильно нагревались от зноя. Пыль проникала всюду и вызывала преждевременный износ узлов, деталей. Приходилось с особенной тщательностью осматривать и готовить к полетам материальную часть.

Да, тут много не налетаешь... с досадой сказал я после первого полета. Придется вставать еще раньше. Отдыхать некогда!

Условия, в которых мы работали, были нелегкие. Летали над полями до самых гор. Вокруг аэродрома расстилались хлопковые плантации, журчала вода в арыках, зеленели сады. Но нас очень разочаровал сам аэродром: гравий с землей, а сверху слой пыли. После взлета пыль на аэродроме поднималась столбом и долго не оседала.

В своей книге «Верность Отчизне» И.Н.Кожедуб вспоминает как пребыли они в Южный Казахстан: «Из Чугуева мы улетели холодным, осенним днем. Здесь же было жарко, душно, пыльно. Давно не выпадали дожди За несколько дней до Октябрьских праздников прибыли в зеленый живописный город Чимкент конечный пункт долгого пути. Здесь на аэродроме нам предстоит собрать самолеты, а потом на них перелететь в Манкент, где будет базироваться наша эскадрилья Наконец самолеты собраны, облетаны. Курсанты эшелонами отправлены в Манкент. Вылетели туда и мы, инструкторы.

- Я родился в многодетной крестьянской семье на Украине. Если бы не советская власть, то я бы вряд ли стал летчиком. Скорее дьячком, уж больно отец был богомольный. Окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков под Черниговым и там же остался инструктором. Когда фашисты стали подходить к Чернигову, авиашкола была эвакуирована сюда в Казахстан.

- Кожедуб приехал, но остаться не может. Надо ему подготовить речь и записать на магнитофон, а завтра прокрутим. Машина сейчас за тобой подойдет. Пока я лихорадочно соображал, что знаю о прославленном летчике кгбшники уже подъехали. Я только успел схватить свой «Репортер».  Привезли в малую гостиницу обкома партии. Среди цветущих фруктовых деревьев виднелось небольшое здание. Во дворе на скамейке сидел Кожедуб, я представился. Кожедуб доброжелательно улыбнулся: - Давай, работать в темпе. У нас не более часа. Меня хотят отвезти на свинцовый завод, а потом в Манкент. И вдруг неожиданно спросил: Ты, знаешь, что такое коже? Да, это такой напиток «Наурыз коже», в котором обязательно должно быть не менее 7 видов круп. Правильно, подтвердил Иван Никитович, -7 круп да еще дуб вот и будет Кожедуб. Давай так,- беря инициативу в свои руки, предложил он, - я тебе расскажу, а ты потом сам выберешь, что нужно.

 Рано утром меня пригласил Председатель облкомитета Агапов и таинственно сообщил:

Было решено пригласить на открытие монумента самого Кожедуба. Иван Никитович прилетел накануне открытия. Но вот остаться на торжества не мог. Ему надо было куда-то срочно улетать по делам Советского фонда мира.

Надо было решить, где установить памятник. Архитекторы разработали несколько вариантов и остановились на кургане в центре города, в недрах которого по предположению археологов цитадель XIV века, а в годы войны здесь размещалась воинская часть, в которой возможно и служил Иван Кожедуб.

Идея воздвигнуть памятник самолету, на котором летал прославленный летчик, властям пришлась по душе. Надо было найти истребитель Ла-5 на котором летал в первые годы войны Кожедуб. Самолет найти не удалось, но в местной воинской части предложили списанный истребитель нового поколения и было решено установить на постамент его. К сожалению, мы как-то безалаберно относимся к своей истории,летописей никто сейчас не ведет. Мы хорошо знаем о событиях, которые произошли сотни лет тому назад, но с трудом вспоминаем, что было в нашем городе, селе или деревни несколько десятков лет назад.

 Приближалось 30-летие победы в Великой Отечественной войне. Кто-то из старожилов вспомнил, что в Чимкенте во время войны размещалась воинская часть, в которой в должности инструктора проходил службу прославленный летчик, трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб.

 Иван Кожедуб в Чимкенте

Иван Кожедуб в Чимкенте

Иван Кожедуб в Чимкенте (Юрий Шпилькин) / рассказы / Проза.ру - национальный сервер современной прозы

Комментариев нет:

Отправить комментарий